Международные исследования показывают, что упрощение процесса регистрации бизнеса увеличивает экономический рост и занятость. Это связано с тем, что на рынок выходит больше фирм, когда размер регистрационных сборов снижается, большой процент новых фирм остается и растет, новые фирмы создают конкуренцию на рынке и мотивируют существующих игроков повышать производительность и инвестиции.
Внедрение механизма регистрации бизнеса в режиме реального времени стало важным шагом на пути обеспечения доступности, прозрачности и качества предоставления государственных услуг. Следует отметить, что при содействии проекта ПРООН «Бизнес-форум Узбекистана (Фаза III)» впервые в стране была введена первая в истории трансакционная государственная служба. Новый механизм значительно сократил количество процедур, время и финансовые затраты.
На сегодняшний день количество документов, необходимых для регистрации юридического лица (бизнеса), сократилось с шести до одного, то есть требуется только заявка и учредительные документы компании (за исключением слияния, выделения и разделения компании, где требуются заявители представлять сканы о передаче активов или разделить баланс). Чтобы зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя, заявителю необходимо подать только заявку, а не набор из семи документов, что было раньше.
Кроме того, процесс регистрации через Интернет имеет несколько преимуществ по сравнению с регистрацией лично.
Во-первых, нет необходимости подавать оригиналы документов в бумажной форме в регистрирующий орган, поэтому заявителям не нужно лично обращаться в регистрирующий орган, а также в кассу банка для оплаты государственной пошлины за регистрацию, которая также уменьшает косвенные расходы заявителей;
Во-вторых, график государственной пошлины на регистрацию, включая перерегистрацию бизнеса при применении через Интернет, устанавливается в размере 50% от государственной пошлины, которая должна быть при регистрации лично;
В-третьих, заявитель может завершить процесс онлайн-регистрации или приостановить и продолжить в любое удобное для заявителя время.
В течение первого месяца через эту систему было зарегистрировано более 1000 юридических лиц и более 1200 индивидуальных предпринимателей. Служба онлайн-регистрации для юридического лица пользовалась большим спросом среди заявителей в городе Ташкенте, в Ташкентской и Джизакской областях. Для регистрации в качестве индивидуального предпринимателя заявки на участие в онлайн-заявках представляли предприниматели из Ташкентской области, города Ташкента и Наманганской области. В то же время 92,4% заявителей предпочли онлайн-регистрацию зарегистрироваться лично через «одиночные окна».
Однако эксперты проекта «Бизнес-форум Узбекистана (Фаза III)» считают, что есть возможности для дальнейшего совершенствования этой услуги. Основываясь на международном опыте (Словения, Македония, Казахстан), они предлагают изучить варианты отмены государственной пошлины за государственную регистрацию LLC через Интернет, независимо от формы собственности и вида деятельности. Эта организационно-правовая форма является самой популярной среди субъектов бизнеса из-за низких требований законодательства. С 1 января по 1 мая 2017 года в Узбекистане было зарегистрировано более 11 тысяч ООО.
Во-вторых, пришло время начать обсуждение вопросов создания возможностей для удаленного открытия банковских счетов гражданами Узбекистана.
В то же время одной из причин относительно низкого использования системы регистрации онлайн-бизнеса является необходимость одноразовой идентификации и аутентификации на Едином портале интерактивных государственных услуг с использованием электронной цифровой подписи (EDS). Эта аутентификация позволяет заявителю получить доступ к другим услугам, но требует обращения в налоговую инспекцию для получения ЭЦП. В связи с этим, по мнению экспертов проекта, необходимо ввести в действие ID-карты, которые предлагаются для выдачи одновременно с паспортом гражданина Узбекистана. ID-карты позволят удаленно использовать любую публичную услугу через Интернет, включая подписание приложений, документов в режиме реального времени.
В целом, чтобы продвигать услуги регистрации онлайн-бизнеса среди общественности, важно улучшить компьютерную грамотность претендентов, поскольку незнание компьютера может ограничить их возможности. Следует также отметить, что предприниматели не используют свое право на неиспользование печатей и штампов в своей деятельности. Закон от 20 августа 2015 года ZRU-391 отменил требование принудительно подготовить печати и штампы для малых предприятий.
Кроме того, необходимо повысить осведомленность общественности о возможностях внедренного механизма, особенно в регионах, и повысить уровень правовой грамотности в этой сфере. Эксперты проекта подготовили комментарий, который будет способствовать дальнейшему совершенствованию правоприменительной практики положений законодательства о государственной регистрации бизнеса.
***
Проект «Бизнес-форум Узбекистана (Phase-III)» является совместной инициативой ПРООН и Торгово-промышленной палаты, направленной на улучшение бизнес-среды путем внедрения онлайновых услуг, совершенствования нормативной базы, а также разработки и продвижения инклюзивных бизнес-моделей.